Cовсем недавно мне довелось услышать мнение будущих молодоженов, что ведущий - это непременно молодой парень, КВНщик, который не напрягает гостей, шутит весь вечер и у него нет костюмированных конкурсов. А тамада - это тётя, которая вечно всех торопит: "у меня сценарий, у меня время!" и не дает никому покоя своими конкурсами и переодеваниями. Я задумалась, не является ли такая классификация самой распространенной? И может быть стоит расставить точки над "i" - кто есть кто.

 

Во-первых, хотелось бы поговорить о терминологии. Кто такой ТАМАДА?

Тамада (груз. თამადა) - распорядитель пиршества, массового мероприятия. Тамада, как правило, избирается организаторами, либо участниками мероприятия из присутствующих за столом. В обязанности тамады входит установление порядка речей и тостов, организация и контроль выступлений артистов. Тамада, как правило не употребляет спиртные напитки сам, или употребляет их в гораздо меньшем количестве, чем гости. Во многих странах существовали традиции подобного рода, но по сей день особо распространены в Грузии и других кавказских странах. Существует целый ряд правил для тамады на Кавказе (например представление гостей, порядок тостов и т. д.).

ВЕДУЩИЙ - понятие более широкое. Ведущий - это тот, кто ведет за собой. И в отличие от всех остальных исполнителей на мероприятии, ведущий наиболее ярко демонстрирует свою личность. Ведущий обладает определенной харизмой, которая и позволяет ему создавать яркое событие.

Поэтому я предпочитаю называть себя ведущей, а не тамадой. Хотя, если кому-то привычнее называть мою профессию Тамада, я не буду спорить.

Понятно, что ведущий, который понравился публике на одном мероприятии, может совершенно разочаровать аудиторию на другом празднике. Это зависит во-первых, от состава гостей, которые на разных мероприятиях могут отличаться по уровню культурного развития, социальному статусу, национальным особенностям и т.д.

Во-вторых, ведущий должен соответствовать самому стилю торжества, ведь даже свадьбы бывают очень разными (не говоря уже о других праздниках). Например, простонародная свадьба – веселая, непосредственная, насыщенная народным юмором, и аристократичная свадьба – строгая, элегантная, с множеством vip-гостей. Определенно, ведущий, идеально подходящий для проведения первой свадьбы, будет разрушать изысканность второй свадьбы. И в то же время, ведущий, ориентированный на проведение свадеб по типу второго формата, не сможет в первом случае «зажечь по полной».


Классические ведущие

Плюсы: как правило, классические ведущие - женщины. Радушные, душевные, милые. Они говорят добрые и возвышенные слова о семейных ценностях: любви, дружбе, уважении к родителям и т.п.

Классические ведущие обязательно делают акцент на виновниках торжества. Такой ведущий, как правило, владеет хорошо поставленной речью и голосом, с интонациями, паузами - это отличный актер и оратор. Он говорит торжественно и красиво, эмоционально и интересно. Он старается чередовать романтические моменты и веселые игровые блоки. Гости за время свадьбы успевают и утереть слезу, и от души посмеяться.

Минусы: Классические ведущие очень часто используют в работе костюмы для переодевания гостей. Хорошо, если костюмы изготавливаются на заказ из добротных материалов, постоянно обновляются, дошиваются, а также поддерживаются в чистоте.

Но, бывает, костюмы сшиты наспех из дешевых тканей, а то и перешиты из старых вещей, что уж совсем недопустимо. Предлагая такие костюмы гостям, ведущий проявляет элементарное неуважение к заказчикам. Я уже не говорю об актуальности таких костюмов, а точнее персонажей.


Молодёжные ведущие

Плюсы: современные, модные, стильные. Как правило - это молодой человек, парень. Бывает, что мероприятие ведет целая команда из двух-трех молодых ведущих, тогда в состав может быть включена и девушка. Такой ведущий, как правило, умеет острить так, чтобы его шутки не шли вразрез с этическими нормами присутствующих.  Хорошо, когда ведущий умеет импровизировать, а также свободно и красиво излагать свою мысль.

В то время, как классический ведущий(ая) привозит с собой на банкет целый арсенал реквизита и костюмов,  молодежный ведущий часто приезжает на мероприятие, имея с собой только планшет. Никакого реквизита, только музыкальные подложки. Также очень часто используются современные технические средства, например, экран. С его помощью, ведущий может продемонстрировать смонтированные заранее смешные ролики и видеозагадки. Компьютерные технологии также не стоят на месте, а молодежный ведущий, как никто другой, обладает должной фантазией, как их применить на свадьбе. 

Минусы: молодежные ведущие часто вызывающе резковаты. Не всем приятен такой стиль общения. Общаясь с гостями, такой ведущий старается оригинальничать, подражая резидентам "КамедиКлаб", поэтому такой юмор нередко отдает цинизмом и пошлостью. Речь его насыщена сленговыми словечками, они много выкрикивают и тараторят.

Замечательно, когда ведущему присущ тонкий юмор и умение достойно выходить из ситуаций. Однако, не всем удается быть хорошими импровизаторами и это, зачастую, приводит к отклонениям от намеченного сценария, а порой и к игнорированию пожеланий заказчиков. В этом случае смазывается повод праздника и все превращается в обычную молодежную тусовку, где виновники торжества едва выделяются среди гостей. Желание выглядеть оригинально, неожиданно и современно, стараясь старое подать по-новому у неумелого импровизатора выливается в сумбур, лишенный элементарного сценарного скелета.

Что касается стиля одежды, то здесь тоже есть некоторые отличия. В то время, когда традиционные ведущие одеваются в вечерние платья и строгие костюмы, альтернативщики предпочитают свободный, молодежный, порой вызывающий стиль одежды, например, смокинг и кеды, или джинсы и пиджак без рубашки. Нередко это контрастирует с изысканным интерьером и нарядами гостей на банкете.


И среди классических, и среди молодежных ведущих можно встретить профессионалов высочайшего уровня, а можно найти и откровенных халявщиков. Нельзя однозначно сказать, что одни плохие, а другие хорошие.

И там, и там встречаются ведущие, работающие по шаблону из свадьбы в свадьбу, имея определенный набор тостов, шуток и конкурсов. По их мнению, достаточно просто поменять имена молодоженов и родителей в базовом сценарии и можно выходить к гостям. Любое незапланированное событие ставит такого ведущего в тупик, поэтому он стремится снова вернуть все на прежние рельсы. Речь может состоять из штампованных фраз, стихов и порой может утомлять присутствующих на празднике гостей. И упаси Вас Господь, оказаться на его мероприятии во второй раз - ощущение "Дежа вю" Вам гарантировано.

Независимо от того, классический или современный ведущий, он должен хорошо чувствовать настроение публики, уметь инидивидуально выстраивать ход мероприятия, иметь чувство такта и чувство юмора.


 Замечательно, что сегодня можно найти для себя именно того ведущего, который близок вашему мировосприятию. Определите для себя, какой тип ведущего соответствует вашим ожиданиям. Важно также, чтобы стиль ведущего идеально совпадал со стилем вашего мероприятия. Удачного выбора!